Воспитываем с помощью метафор
Многие родители слышали определение «терапевтическая сказка», но даже не представляют себе глубины ее воздействия на ребенка. Благодаря уместно подобранной метафоре, рассказанная родителями сказочная история воздействует на глубинный уровень психики малыша, обходя сознательные ограничения, логические и эмоциональные препятствия.
Дети открыты для восприятия волшебного или поучительного рассказа. С его помощью можно ненавязчиво дать совет, представить проблему, мучающую ребенка, с другого ракурса, подтолкнуть малыша к творческим поискам, научить его самостоятельно отвечать на вопросы. Иногда обычной истории становится недостаточно. Тогда поможет терапевтическая метафора.
Обращали ли вы внимание, как дети слушают искусного рассказчика? Они буквально вживаются в сюжет, испытывая вместе с героями радость и горе, страх и сладость победы. Ребенок одновременно слышит голос рассказчика и видит перед глазами описываемые картины и образы, эмоционально и физически проживая все перипетии фабулы. Поэтому при использовании терапевтических метафор задействуются репрезентативные системы – кинестетическая, аудиальная и визуальная.
Увлекательный сюжет с подтекстом и воспитательным уклоном в метафоре предназначен левому полушарию мозга. Пока оно следит за развивающимися событиями истории, правое полушарие активно занимается поиском, разгадкой воспитательного скрытого смысла. В результате такой параллельной деятельности в подсознании начинаются процессы, которые связаны с выстраиванием внутренних ассоциаций. Другими словами, появляется новое толкование и требуемая поведенческая реакция.
Создание метафоры напоминает вязание сложного кружева, где каждая нить имеет строго определенное место в общем рисунке и цветовой гамме. Одной из главных нитей является правильно подобранный сюжет, который созвучен проблеме в поведении ребенка, близок ему, но не полностью тождественен настоящей ситуации. Иначе может появиться реакция отторжения, так как малыш воспримет зеркальный сюжет в качестве нравоучения. В терапевтических метафорах сюжеты позволяют присоединиться к реальным проблемам детей и одновременно дают возможность отвлечь их сознание от непосредственного переживания этих проблем.
Не менее важной нитью в этом кружеве выступают встроенные команды и внушения. Они должны быть незаметно и искусно вплетены в повествование так, чтобы их почти невозможно было вычленить. Восприниматься они должны как часть сюжета, не фиксирующаяся сознанием. Завуалированные сюжетом, команды и внушения оказывают мягкое, однако невероятно сильное воздействие на ребенка, а именно на психологические процессы.
Как правильно рассказывать чудесные исцеляющие и воспитывающие сказки? Завладев вниманием слушателя, рассказчику следует постепенно подстроиться под дыхание ребенка. Читая текст, родитель постепенно понижает голос и замедляет темп. Он «ведет» слушателя, у которого после снижения темпа речи дыхание замедляется, ребенок полностью погружается в рассказ. Встроенные команды и внушения интонационно выделяются в процессе чтения. Также следует интонационно выделять ключевые моменты сюжета. Если дети слушают историю с открытыми глазами, то в процесс рассказывания желательно включать элементы пантомимы, разыгрывания сценок с помощью небольших мягких игрушек. Это способствует привлечению неустойчивого внимания маленьких слушателей.
Вооружившись знаниями о построении, значении и способе рассказывания терапевтической метафоры, родителям будет легко создавать свои собственные поучительные истории для детей.
Навигация
Предыдущая статья: ← Януся и конфетная фея (продолжение)
Следующая статья: Солнечный друг →
ах, где те времена, когда я сплетала эти самые метафоры для своих детей! выросли…
Ничего, с внуками о них можно будет вспомнить)))
Обязательно пользуюсь метафорами в процессе воспитания детей и внуков. Но они не всегда понимают, к сожалению.
Это не страшно, они научатся понимать. 🙂
Да, это очень интересно, но не каждый родитель сможет выстроить так разговор с ребенком… Иногда такие метафоры хочется привести… Но сдерживаюсь))…
Для того и существуют сказки, чтобы помочь родителям найти нужные метафоры в момент, когда они в состоянии только воздух ртом ловить)))
Замечательный метод!
Главное — деткам понятно и без нотаций.))